Возрождение еврейской культуры.  Еврейская самодеятельность в Литве, Вильнюс

Шалом Алейхем дорогие зрители и потомки! Чтоб вы были здоровы и пусть вас всегда преследует Удача!

 

А самая главная удача в нашей жизни - понимать кто ты и откуда твои корни, куда бы тебя не забросила Судьба!

 

Итак, мы начинаем наш концерт. Концерт воспоминаний того времени, когда мы были вместе в Вильнюсе и создавались ансамбли еврейского идиш  искусства!

Конечно же концерты нашего поколения уже в прошлом и другие артисты продолжают радовать публику и сохранять еврейское искусство идиш.

 

Главное, что удалось сделать нам - зажечь на пространстве бывшего СССР огоньки идиш культуры, которые и по сей день горят в наших сердцах.


И хоть сейчас мы разбросаны по всему миру, нас объединяет память тех дней и ночей и согревает костер воспоминаний, когда создавались ансамбли еврейской песни и танца "Фаерлех" и другие еврейские коллективы в Вильнюсе.

 

Илья Манжух

Литва. Вильнюс.

Дворец Профсоюзов.

 

Дом в котором начиналось возрождение искусства ИДИШ.

В столице Литвы Вильнюсе с 1956 года функционировал еврейский народный театр. Труппа этого театра выезжала на гастроли по городам Советского Союза и имела огромный успех у зрителей. Именно под влиянием этого театра возник еврейский театр в Риге. В 1971 году восемьдесят процентов труппы эмигрировали в Израиль и создали там известный ныне ансамбль "Анахну кан" (Мы здесь).

 

Сначала это был "Еврейский народный театр", а позже труппу переименовали в "Еврейский народный фольклорный ансамбль". Театр был создан в 1956 году тремя энтузиастами – Борисом Цесаркасом, Мишей Пьянко и Марком Мойзесом. В репертуаре группы были песни, танцы, драма и музыка. Ансамблю удалось провести выступления в Ленинграде, Риге, Кишиневе, а вот в Москве так и не получилось. Иногда с группой пела Нехама Лившиц (ее фамилия звучала тогда Лившицайте). Когда эта маленькая женщина выступала с ансамблем, у его артистов появлялось ощущение уверенности в себе.    

 

 Вильнюсские активисты делали самиздат, изучали иврит. На "Тиша бэ-Ав" (первого августа) 1971 года им удалось собрать пятьсот человек, которые отправились в Панары, на место массового расстрела евреев. Там они разложили шестиконечную звезду, прочитали Кадиш, а потом пошли пешком в сторону Вильнюса. Восьмерых из них задержали и дали по 9 суток. (Впрочем, следует отметить истины ради, что после того, как их посадили, первый секретарь ЦК КП Литвы Снечкус на заседании ЦК ударил кулаком по столу и заявил, что пока он жив, в Литве процессов над евреями не будет. И так оно и было).

 

Юлий Кошаровский

[По материалам интервью автора с Шмуэлем Бен Цви.]

Надо сказать, что еврейская самодеятельность в Советском союзе не запрещалась, но и не поощрялась. В Вильнюсе при дворце профсоюзов уже 5 лет работал большой еврейский самодеятельный коллектив. Там работали литовский, русский, польский и еврейский коллективы. Самым большим и самоокупаемым был еврейский. У них был большой хор, оркестр народных инструментов, эстрадный оркестр, солисты, большой танцевальный коллектив и свой большой драматический коллектив, который потом получил звание Народный театр. Этот самодеятельный коллектив работал с 1956 года и был примером для всех Советских евреев.

По примеру Вильнюсцев организовались самодеятельные коллективы в Риге, в Минске и в Кишиневе. Но всем этим коллективам разрешалось выступать только у себя дома, в своей республике.

В конце 60х годов, когда во всем мире обострилась борьба за выезд советских евреев в Израиль, Вильнюсский коллектив стал большой подмогой для советской пропаганды в том, что в Советском союзе есть свободная еврейская культура, и она властями не притесняется. А все коллективы существовали с большим трудом и на одном энтузиазме. Но коллектив рос и численно, и художественно, и ему было тесно работать только на Вильнюсской сцене, а выезжать в другие республики Советского союза им не разрешали. Тогда в знак протеста, один из организаторов Марк Мойзес заявил о выходе из коллектива. Его поддержал Миша Пьянко, тогдашний руководитель коллектива. После этого почти все присоединились к ним и коллектив самораспустился в феврале 1971 года.

Исак Бейлинсон (1934-2004)

Эстрадный оркестр под управлением Михаила Блехаровича

В 60-ых годах был создан Михаилом Блехаровичем ансамбль еврейской песни.

Илье Манжух и Грише Кравцу посчастливилось выступать с этим ансамблем.

Рождение еврейского ансамбля ВИА "Фаерлэх"

Вспоминает:

Яша( Иосиф) Бакшицкий

Отyosef bokshicki shabafys@gmail.com
Комуil_man@rambler.ru
27 авг, 12:06
Яша( Иосиф) Бакшицкий

Вообще-то моё настоящее имя Иосиф. Так получилось, что с детства меня начали называть Яшей, и так это осталось до сегодняшнего дня. Для друзей - Яша, официально - Иосиф.
Хочу использовать эту возможность и поблагодарить всех бывших и настоящих участников ансамбля «Фаерлах», внёсших неоценимый вклад в развитие ансамбля, пронёсших десятилетиями зажженные когда-то огоньки еврейской народной идиш культуры, превратив их в пламя,  согревающее наши сердца, пламя любви к еврейской народной культуре.
Большое вам спасибо за то, что и моё сердце было согрето этим пламенем.
Желаю вам дальнейших успехов.

В этом кратком описании предлагаю вам познакомиться с   историей создания вокально-инструментального ансамбля еврейской эстрадной песни -«Фаерлах».

Вильнюс, 1971 год.
Уже не первый год играю в ресторане «Банга». Мой друг
Вова Крупник в этот период по приглашению музыкантов
и директора ресторана выступал у нас в качестве гитариста и певца.
Иосиф Яновер, опытный барабанщик, в этот же период играл в ресторане«Гинтарас». Мы хорошо знали друг друга и дружили уже много лет.
Когда среди музыкантов пошли разговоры о том, что из Риги часто приезжает ансамбль еврейской эстрадной песни и выступает на еврейских торжествах, мы приняли решение создать свой еврейский ВИА.
Буквально через несколько дней в ресторане «Банга» нас посетил Яша Магид. Он представился, коротко рассказал о себе и спросил, не хотели бы мы вместе с ним создать еврейский эстрадный ансамбль? Наш ответ последовал: Конечно же да!
Мы с Вовой были этому очень рады и при первой же возможности сообщили об этом Иосифу. Так я познакомился, и так началась
моя многолетняя дружба с Яшей Магидом(ז״ל).
Судьба будущего ВИА еврейской эстрадной песни
была предрешена.

Найти место для репетиций, приобрести новейшую на то время аппаратуру, привлечь дополнительных участников -взял на себя Яша Магид. Его инициаторство и организаторские способности
были поразительными. По инициативе Магида мы съездили с ним в Москву, где продали старую аппаратуру и на вырученные деньги уже в Вильнюсе купили новую.
В 1971 году еврейская самодеятельность во дворце профсоюзов переживала тяжёлый кризис. Значительная группа участников ансамбля
репатриировалась в Израиль. Программы для концертных выступлений на два отделения не хватало.
И в этот критический период Яша Магид предложил тогдашнему руководству еврейской самодеятельности сотрудничество, которое с их
стороны было принято. Всё складывалось удачно. Все стороны были заинтересованны. Руководство еврейской самодеятельности дворца профсоюзов взяло нас под свою эгиду и пообещало добиться для нас
разрешения для репетиций, а мы в свою очередь - создать программу и вести полностью второе отделение.
Для начала нам выделили одну небольшую комнату для хранения инструментов, там же стояло пианино. В ожидании окончательного разрешения Яша Магид (он не хотел зря тратить время) пригласил меня , И. Яновера и В. Крупника встретиться в этой комнате. К сожалению по каким-то причинам Вова не пришел. Мы даже не могли тогда предположить, какое значение в дальнейшем будет иметь эта встреча для будущего нашего ансамбля. Магид поставил две цели: название ансамбля и вступительная песня.
Теперь не имеет большого значения, кто первый предложил название Фаерлах (Иосиф утверждает, что это был я); главное мы все трое название «Фаерлах» утвердили. Затем Магид присел за пианино и начал подбирать нотки , аккорды и сразу же первые слова: „вир зайнен фаерлах“...
Время проходило незаметно, в конце концов цель была достигнута.
Авторские права этой вступительной песни полностью принадлежат Якову Магиду(ז״ל).

Через несколько дней получили разрешение и начались репетиции. Магид пригласил дополнительных участников и всё вокруг закружилось.
Ансамбль был сформирован.
Вот он - первоначальный состав ВИА «Фаерлах»:

Яков Магид(ז״ל) - руководитель, кларнет, саксофон, вокал.
Файвел Кац-клавишные, вокал.
Иосиф Яновер - ударные.
Яша Бакшицкий - бас гитара.
Полина Кац (ז״ל) - вокал.
Владимир Крупник - гитара, вокал.
Аркадий Плит - вокал.
Ина Башевкина - вокал.
Ведущая - (к сожалению не помню имени, если кто-нибудь знает и помнит, пожалуйста сообщите - это важно).
Как и было запланировано, начались совместные концерты с еврейской самодеятельностью дворца профсоюзов. Ансамбль „Фаерлах“ вел полностью второе отделение.
Первые видоизменения в ансамбле произошли в начале декабря 1971 года. Файвел и Полина Кац репатриировались в Израиль. В ансамбль пришел клавишник Лев Верник.
В первых числах января 1972 года, в связи с отъездом в Израиль , покинул ансамбль и я.

Другой состав  Сидят: Магид Яша, Глушков Володя, Стоят: Яновер Иосиф, Курас Файвл, Герман Феликс, Нёма Хулин


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Шли годы. В ансамбле появились  новые музыканты и певцы.

Слева направо:

 

Нёма Хулин; Володя Глушков; Файвл Курас; Мэна Горштейн; Гриша Кравец; Феликс Герман; Яша Магид

 

_________________________________________________

Фото афиши: Григорий Талас

Симон Вилкарищус принимал участие при печати этой афиши

 

C приходом Владимира Глушкова в коллективе еврейского эстрадного ансамбля "Фаерлэх" появились профессиональные музыканты.

 

Слева направо:

Шапиро Леонид, Рабкин Марик, Кравец Гриша, Магид Яша(умер), Либенштейн Сережа, Глушков Володя(умер), Манжух Илья

ВЛАДИМИР ГЛУШКОВ 1948 - 2011

 

В Москве на шестьдесят третьем году жизни после тяжелой болезни скончался известный музыкант, композитор, аранжировщик, многолетний руководитель Еврейского вокально- инструментального ансамбля «Файерлэх» в Республиканском дворце культуры профсоюзов Литвы, бывший звукорежиссер Литовского телевидения, звукорежиссер Российской телевизионной компании НТВ, талантливый и интересный человек Владимир Глушков.

 

Он родился и рос в послевоенном Вильнюсе. Как и для многих детей того времени, его «воспитателем» была компания уличных мальчишек. От так называемого «уличного влияния» его спасло то, что способного подростка принял в качестве воспитанника оркестр одной из войсковых частей Вильнюсского гарнизона. У Володи не было музыкального образования. Музыкантский взвод одной из воинских частей стал его «музыкальной академией».

 

Он учился в городской общеобразовательной школе и одновременно учился музыке в военном оркестре. Он всему обучался на лету, и к концу воинской службы играл не только на тромбоне, но и почти на всех инструментах военного оркестра и без труда поступил в Вильнюсскую государственную консерваторию. Систематическая учеба в консерватории показалась ему повторением пройденного. Владимир, не доучившись, ушел из консерватории и начал искать свой самостоятельный путь в музыку.

 

 

...Шел 1971 год. Это было время тяжелого кризиса в Еврейской художественной самодеятельности. Значительная группа участников художественной самодеятельности добилась права репатриироваться в Израиль и покинула СССР. В это трудное время во Дворце культуры профсоюзов Литвы Яков Магид создал новый коллектив - Вокально- инструментальный ансамбль еврейской эстрадной песни.

 

В.Глушков никакого отношения ни к этому ансамблю, ни к его участникам не имел, ничего не знал ни о еврейском искусстве ни о еврейской национальной музыке. В этот ансамбль его привело весьма важное для молодого человека обстоятельство - любовь: он влюбился в одну из участниц еврейского танцевального коллектива.

 

 

Со временем В.Глушков стал одним из нескольких основных музыкантов еврейского национального ансамбля.
Он не только играл на тромбоне, но и аккомпанировал на рояле, безукоризненно освоил все духовые инструменты. Когда в ансамбле появились всевозможные электронно-клавишные инструменты, он и на них научился виртуозно играть. Увлекающаяся натура, со временем он попробовал писать оркестровки - и это ему удалось.
В еврейском коллективе, в еврейской музыке, в ее специфике и интонациях он как будто обрел новое дыхание, и вскоре руководитель оркестра Яков Магид передал В.Глушкову художественное руководство ансамблем, а сам остался в роли кларнетиста и солиста- вокалиста.

 

Под руководством В.Глушкова ансамбль добился самых высоких результатов. Пробиваясь через барьеры цензуры, ансамбль приносил слушателям звуки радости и надежды, чувство причастности к музыкальной культуре еврейского народа. Ансамбль дал сотни концертов в разных городах Литвы и за её пределами, участвовал в конкурсе «Вильнюсские башни - 75» и стал лауреатом конкурса.

 

Еврейский ансамбль под руководством В.Глушкова принимал участие таких престижных конкурсах, как «Витебская осень - 79», «Красная гвоздика - 81» ит.д.

За авторскую
 музыкальную композицию на стихи известного литовского поэта Эдуардаса Межелайтиса «Сердце» В.Глушков был удостоен звания лауреата конкурса.

С ансамблем охотно выступали еврейские профессиональные певцы и артисты Г.Лев, Б.Ландау, М.Горенштейн и другие. На творческой деятельности ансамбля плодотворно сказалось сотрудничество коллектива с советскими еврейскими композиторами и писателями 3.Компанейцем, поэтом Х.Бейдером, последним еврейским писателем Литвы Б.Гальпериным.

 

Особенно много, охотно и с удовольствием не только консультировал работу ансамбля, но и содействовал его популяризации московский композитор Владимир Терлецкий, который называл В.Глушкова «русским парнем с еврейской душой».

 

По рекомендации В.Терлецкого в 1979 г. Союз композиторов пригласил ансамбль под руководством В.Глушкова выступить в Москве. Концерт прошел с огромным успехом. В.Терлецкий добился права записать еврейскую музыку из репертуара ансамбля на студии грамзаписи «Мелодия». Так были созданы два виниловых диска-гиганта: в 1981 г. - «Шпил мер» («Сыграй ещё...») и в 1984 г. - «Дэр аройсганг фун ди штерн» («Восход звезд»).

 

С этого времени к Вокально-инструментальному ансамблю еврейской эстрадной песни присоединился Ансамбль еврейского танца.
Так возник Ансамбль еврейской песни и танца «Файерлэх» («Огоньки»).

 

По просьбе руководителя Еврейского народного театра М.Херсонского В.Глушков создал музыку к спектаклям Еврейского народного театра «Скоморохи из Брода», к комедии «Развод по-еврейски». «Скоморохи из Брода» были показаны в 1988 г. по Литовскому телевидению.

 

Около 20 лет В.Глушков профессионально работал звукорежиссером в студии Литовского государственного телевидения.
В годы перестройки он увлекся фотографией и в этом быстро добился профессиональных высот и творческих успехов. Если собрать созданные им фотографии, они могли бы стать интересной экспозицией, посвященной еврейскому исполнительскому искусству в Литве того времени.

 

 

В начале 90-х годов прошлого века В.Глушков уехал в Москву и был принят на работу звукорежиссером в телекомпанию НТВ.
Друзья-виленчане, видевшие его в качестве заведующего восемью студиями в редакции спортивных программ НТВ, были потрясены не только невероятной работоспособностью В.Глушкова, но и глубоким знанием сложнейшего комплекса проблем, которые требуют немедленного решения, сиюминутных действий.
В.Глушков был специалистом высочайшего класса.

 

Работая на высокой должности в московской телекомпании, он не оставлял и музыкального творчества: писал оркестровки музыки к сериалам и музыкальному оформлению телевизионных передач.

 

Его уход из жизни стал невосполнимой утратой для всех, кто знал и любил его.

 

Друзья Владимира Глушкова выразили глубокое соболезнование его родным, близким и коллегам по работе.

 

Милан ХЕРСОНСКИЙ - руководитель Еврейского народного театра г. Вильнюс, Литва

 

 

Мэна Горштейн -певица, актриса.

Безумно хотелось петь....
Всю жизнь, сколько себя помню...
С очень младых ногтей...

 

В семье первым языком был ИДИШ - МАМЕЛОШН. Таким и остался. Всю жизнь дома общались на этом замечательном, смачном, красочном, вкусном, и родном до боли языке. С тех пор, где бы я не пела, независимо от страны, зала, аудитории, всегда вплетаю в программу  песни на МАМЕЛОШН...

 

Кстати сказать, с большим успехом, и к полному восторгу зрителей!

 

 

 

Файвл Курас - певец ансамбля "Фаерлэх"

Файвл Курас - певец ансамбля "Фаерлех"

 

Каждый кто был в ансамбле имеет свои воспоминания и свой взгляд.

 

В 1971 году 16 летним парнем я пришел в самодеятельность , был набор , так как все уезжали кто в Израиль , кто в Америку, коллектив таял на глазах он исчезал.

 

Итак, я пришел на прослушивание и отбор, за столом на против : Лурье , Рита , Меерович пришел и спел , потом сказал я могу быть только солистом , все слегка посмотрели и Меерович руководитель струнного оркестра сказал когда придти на репетицию. Он дал мне ноты и тексты двух песен и через два дня была первая репетиция. Пришел и спел , после этого я год работал с этим оркестром.

 

В 1972 в начале ко мне подошел Лева Верник, я пел вместе с ним в Ажолюкасе, предложил придти на репетицию в ансамбль, я пришел.

 

 Марголин Борис Николаевич

 

 

Арик Крупас о Марголине Б.Н.:

 

Что я знаю о Марголине. Не так много...Раиса Свищева рассказывала что он был великолепным танцовщиком в свое время. Работал в одесской опере, в Ростове-на-Дону. Ну и, конечно, выглядел очень импозантно, всегда подтянуто, элегантно.

 

Впервые я с ним, с его творчеством соприкоснулся в "Еврейской самодеятельности", где он ставил танцы. Его постановки всегда были яркими, насыщены тонким юмором, немножко сарказмом и понятны для зрителей. Это был опереточный стиль, в лучшем понимании этого слова.

 

В дальнейшем я с ним сталкивался на профессиональной сцене. Он немало ставил в Литве и других Республиках. Как я тебе писал, он был обижен на меня после постановки "Сплетник", но потом мы помирились, он "простил" меня и перед своим отъездом в Ленинград, подарил мне освою коллекцию книг о хореографии. Это в основном исторические сборники "Танцы народов мира и т.д..

 

Марголин после себя оставил хореографическое наследство, которое мы должны беречь и по возможности не "теребить, не пытаться упростить".

 

И, если Вы, уважаемые хореографы, такие талантливые...в чем я не сомневаюсь, ставьте свои хореографические "опусы", как сказал бы другой великий - Букайтис.

 

 

 

Faivel Kuras 
Ансамбль Фаерлах действительно добился прекрасных успехов не только в Литве , но и на всесоюзном эстрадном уровне. В Литве на конкурсе Vilniaus bokstai я Файвл Курас выступал в качестве солиста и я пел Сердце на стихи Межеляйтиса и музыку Володи и дошли мы до второго тура где было присуждено ансамблю звание лауреата.Это было 1979 году. Ровно через два года в 1981 году мы стали лауреатами Красной гвоздики. Я выиграл этот конкурс и стал лауреатом, а Инна Зарецер стала дипломатом этого конкурса . Таковы факты. Писать о Володе и не писать о тех кто был рядом с ним не этично.

Я осветил только факты которым сам был свидетель и участник, ничего личного. Мне никогда не забыть как после конкурсного выступления , было уже поздно мы пошли спать все кроме Володьки и вдруг среди ночи в комнате где мы спали включился свет и я увидел прямо перед моим лицом , лицо Володи с его здоровенными усами и он сказал ты стал лауреатом мы обнялись и я сказал : Вова пошли спать.

С ансамблем "Фаерлех" тесно сотрудничали великолепные артисты      Геня Лев и Борис Ландау

Геня Абрамовна Лев - актриса. Родилась в Витебске (Витебская губерния Российской империи; ныне Белоруссия) в семье служащего.

 

С 1930 работала артисткой эстрады в Витебске, затем в Витебском драмтеатре и Минском ГОСЕТ. С 15 декабря 1936 по июль 1941 была актерисой труппы Харьковского ГОСЕТа. В 1942-1947 актриса труппы Одесско-Харьковского ГОСЕТа (главный режиссер Александр Крамов), выступавшей в Самарканде и Ташкенте.

 

После закрытия театра на волне борьбы с "космополитизмом" вместе с мужем, актером Борисом Ландау, уехала в Вильнюс, где они работали по другой специальности. В 1950ые Лев и Ландау вернулись в Узбекистан, где организовали ансамбль еврейской музыкальной комедии и драмы и долгие годы провели с ним на гастролях. В 1970ые они вернулись в Вильнюс, где участвовали в спектаклях самодеятельного Народного еврейского театра на сцене Республиканского дворца профсоюзов и выступали в концертах вместе с вокально-инструментальным ансамблем еврейской эстрадной песни "Фейерлех".

 

После смерти мужа Геня Лев переехала в Израиль и поселилась в Нетании, где скончалась в 2004.

 

Boris Landau (1912–1988)

 

 

 Борис Захарович Ландау - актер. Родился в Умани (Киевская губерния Российской империи; ныне Украина).

 

В 1925-1926 актер труппы Альберта Сигалеско. С 1930 по июль 1941 был актером труппы Харьковского ГОСЕТа. В 1942-1947 актер труппы Одесско-Харьковского ГОСЕТа (главный режиссер Александр Крамов), выступавшей в Самарканде и Ташкенте.

 

После закрытия театра на волне борьбы с "космополитизмом" вместе с женой, актрисой Геней Лев, уехал в Вильнюс, где они работали по другой специальности. В 1950ые Ландау и Лев вернулись в Узбекистан, где организовали ансамбль еврейской музыкальной комедии и драмы и долгие годы провели с ним на гастролях. В 1970ые они вернулись в Вильнюс, где участвовали в спектаклях самодеятельного Народного еврейского театра на сцене Республиканского дворца профсоюзов и выступали в концертах вместе с вокально-инструментальным ансамблем еврейской эстрадной песни "Фейерлех".

 

Борис Ландау скончался в 1988 в Вильнюсе, Литва, и был похоронен на местном еврейском кладбище.

 

01 - Ходуном - Борис Ландау, Геня Лев.mp
MP3 Audio File 5.9 MB
02 - Песенка Старого Мудреца - Борис Лан
MP3 Audio File 5.5 MB
03 - Над Нами Неба Высота - Арон Вергели
MP3 Audio File 1.3 MB

Genya Lev - Der Mames Harts.mp3
MP3 Audio File 4.5 MB
Genya Lev - Dvosye Lied.mp3
MP3 Audio File 1.9 MB
13 - Сон - Яков Магид.mp3
MP3 Audio File 7.8 MB
14 - О, мир - Арон Вергелис.mp3
MP3 Audio File 1.4 MB
15 - Чтобы не было войны - Вокальный анс
MP3 Audio File 4.8 MB
04 - Выход звёзд - Сергей Горбенко.mp3
MP3 Audio File 8.8 MB
05 - Над нами неба высота - Арон Вергели
MP3 Audio File 1.5 MB
06 - Слушайте все! - Борис Кинер, Маргар
MP3 Audio File 4.6 MB
07 - Материнское сердце - Геня Лев.mp3
MP3 Audio File 6.9 MB
08 - Люди бывают разные - Борис Ландау,
MP3 Audio File 4.1 MB
09 - Незванные гости - Вокальный ансамбл
MP3 Audio File 5.4 MB
10 - Мои друзья - Соня Верновская.mp3
MP3 Audio File 11.9 MB
11 - Я не боюсь твоей красоты - Арон Вер
MP3 Audio File 944.9 KB
12 - Мне жаль - Соня Верновская.mp3
MP3 Audio File 6.6 MB

IlMan 

Не помню в каком году я стал участником ансамбля "Фаерлэх". Пригласил меня Володя Глушков. Но я не участвовал постоянно в коллективе, поскольку работал в государственном оркестре Литвы "Тримитас".
Когда во мне была нужда, Володя звонил и приглашал на репетиции или записи, если я не был на гастролях.
Мне было интересно и приятно работать с артистами ансамбля. И с каждым годом коллектив становился все профессиональнее.
Атмосфера была эмоциональной и творческой. Спорили до хрипоты, как исполнять то или иное произведение. Истина рождалась не всегда быстро, но всегда достигалась.
Яша Магид был истинным знатоком языка идиш и прекрасным исполнителем еврейских песен.
Великолепным певцом был и Файвл Курас. Прекрасно пели Галя Могельницкая, Мена Горнштейн, Сергей Либенштейн, Хона Кабас...

Я застал таких великолепных музыкантов, как Володя Глушков, Марик Рабкин, Леня Шапиро, Гриша Кравец, Муля Глейзер, Амос Трауб(скрипка)...
Если я кого забыл, прошу прошения и, надеюсь, что вы поправите меня.

Очередной этап развития ансамбля. Присоединяется танцевальная группа.

 

 

 

 

Слева направо: Горнштейн-Левит Мэна, Курас Файвл, Браузас Ирина, Талене Валентина, Глушкова Алла, Кравец Анна, Щеглова Ирина, Глушков Володя, Кравец Гриша, Герман Феликс, Рабкин Марик, саксофонист - Алик Цуприк.

Второй ряд стоят: Мира Файнер, Элла Эделланд, Люда Каплан, Таня Арон, Галя Симанович.

На первом плане сидит Жанна Левина - конферансье.

Справа - Жанна Левина. Конферансье Еврейской самодеятельности.

Слева - Алла Левина.

--------------------------------------
Жанна Левина-Рывина
Пришла в коллектив в 13 лет. Начинала в хоре у Платкина Глушков в 1972 пригласил меня вести концерты. С этого, счастливого для меня времени и до 1990 года я была конферансье, вела концерты в Вильнюсе и во всех гострольных поездках, конкурсные выступления " Красная Гвоздика" и "Вильнюсских башни"
Я с гордостью выходила на сцену и объявляла НАШ ЕВРЕЙСКИЙ коллектив! Мы занимались призовые места! Нам аплодировали стоя! Я бесконечна благодарна, что мне посчастливилось быть маленькой частью этого уникального, во всех отношениях, КОЛЛЕКТИВА " ФАЕРЛЕХ"


Арик Крупас

 

Вот что я помню: я пришел в еврейскую самодеятельность в 1969. В танцевальный коллектив.
Руководила Раиса Свищева. Нас было 5-6 человек из 6 средней школы. Где мы танцевали? У той же Свищевой.
Немного о ней. Замечательный человек и педагог. Не каждый "хореограф" откажется от своего "творчества". Она прекрасно понимала, что как репетитор чужих постановок, она добьется лучшего результата. У неё всегда были великолепные коллективы (старый к клуба им. Дзержинского, завод "Эльфа", 6-я средняя школа, 8-я средняя школа и еврейская самодеятельность).
Нас было много. Я (и не только) успели с самого начала участвовать в постановке режиссера Лурье (великого!) в мюзикле " Скрипач на крыше". Эстрадный оркестр появился чуть позже. Где-то в 1970-71. Я видел у тебя их фото. Были общие концерты, только потом появилась необходимость в отдельных концертах более в современном понимании и звучании.

И потом появились 4 красавицы: Алка Глушкова, Белка Перельская, Ирка Щеглова, Аня Левина, еще не Кравец. Белка ушла, пришла Валя Забинская-Талене и я присоединился к ним.  

 

Это был первый состав танцевального "Фаерлех".

 

 Так было до 1974 года.  Танцевали "as der Rebe...", переделанные мной "Сплетницы", за что на меня страшно обиделся Марголин. Но это была необходимость. Не хватало девочек. Так я стал "стариком сплетником". Успех был огромный! 

 

И я тут не хвалюсь. Коллектив был очень сильный. Сильный по духу и желанию сделать что-то хорошее. В 1974 году я ушел в армию.

Пришел из армии, все было по другому. Не хуже, просто по другому.
 

 

Я до 1978 года потанцевал эпизодично (я уже работал, учился, имел свой коллектив) и окончательно ушел в профессию. 

 

Почему-то не упоминают Наума Хулина. Он одно время играл на басс-гитаре. Абсолютник, виртуоз народных, струнных инструментов. Вся семья музыканты и участники еврейской самодеятельности. Простите, если кого-то обидел.

 

 А песню - вступление "Mir zeinem Faerlech" появилась при руководстве Яши Магида. Кажется, даже он её написал.

 

Алла Глушкова:

 

Я пришла в танцевальный в1969 году.Привела меня Дина Браузас моя сокурстница и она много лет уже пела в хоре. Я, конечно-же притащила свою сестричку, она была длинная и не складная и Раиса Иссаковна её не взяла.Она пошла в хор.мы работали со Свещёвой- бывшая танцовщица ансамбля Вирского.
Хореографом был Марголин Борис Николаевич.из Одесского театра.Все постановки его.Раиса ставила народные танцы.
Когда в 71 году организовался Фаерлех, Жанна, будучи победителем конкурсов чтецов, стала конферансье. Глушкова я привела в коллектив в 73 году

 

Tracklist A1 Вино · Mashkeh 2:00 A2 Воспоминание · Reminiscences 3:21 A3 Ребе Эли Мейлех · Rabbi Eli Meilekh 2:15 A4 Стаканчик За Здоровье · A Glass Of Wine To Your Health 1:55 A5 Детские Годы · Childhood Years 6:39 A6 Лишь Бы Только С Тобой · With You Nothing Else Matters 1:24 B1 Чтобы Было Всегда Так · May It Always Be So 2:55 B2 Я — Портняжка! · Akward Tailor 1:57 B3 Ицик Женился · Itzik Got Married 2:53 B4 Оплакивание Невесты · Weeping For The Bride 12:20 B5 Мир · Peace 2:13
Ансамбль "Фаерлех"
Литва, Вильнюс
IGRAY VESELEY FAYERLEKH CD_1.mp3
MP3 Audio File 36.6 MB
IGRAY VESELEY FAYERLEKH CD_2.mp3
MP3 Audio File 45.4 MB

"Фаерлех" совместно с танцевальной группой.

Яков Магид. Григорий Кравец, Сергей Либенштейн, Владимир Глушков, Илья Манжух.

Внизу:Жанна Левина,Галина,тогда Mогельницкая,ныне Либенштейн.Инна Зарецер. Файвл Курас, Хона Кабас, Леня Шапиро.

 

Владимир Глушков

                      Яков Магид


Поет Файвл Курас

Рабочий момент

 

Кравец и Глушков выясняют интерпретацию песен и пр..

 

Поет Файвл Курас.

 

Справа Аня Кравец

 

Слева Алла Глушкова


Состав "Фаерлех" время от времени менялся. Приходили новые артисты. Вот еще один состав коллектива:

 

Слева: Владимир Глушков, Леонид Шапиро, Марик Рабкин, Григорий Кравец, Анатолий Лейфер, Евгений Чернопятенко (Гутман, Бат-Ям), Яков Магид, Илья Манжух, Борис Кирзнер, Сергей Либенштейн

01. Fayerlech - Mashkeh.mp3
MP3 Audio File 5.0 MB
02. Fayerlech - Zichroyneth.mp3
MP3 Audio File 7.9 MB
03. Fayerlech - Rebe Eli-Meilech.mp3
MP3 Audio File 5.3 MB
04. Fayerlech - A glezele l'khayim.mp3
MP3 Audio File 4.7 MB
05. Fayerlech - Kinderyorn.mp3
MP3 Audio File 15.5 MB
06. Fayerlech - Abi mit dir tsuzamn zain
MP3 Audio File 3.4 MB
07. Fayerlech - Halevay.mp3
MP3 Audio File 6.9 MB
08. Fayerlech - Bin ich mir a shneiderl.
MP3 Audio File 4.6 MB
09. Fayerlech - Yitsik hot a khasene geh
MP3 Audio File 6.8 MB
10. Fayerlech - Bazetsn di kale.mp3
MP3 Audio File 28.4 MB
11. Fayerlech - Sholem sholem.mp3
MP3 Audio File 4.8 MB

Новый состав "Фаерлех"

 

Кларнет - Миша Явич, Скрипка - Большун, Гитара - Вадим Волков

На заднем плане почему-то грызет когти Барабанщик - Гриша Кравец


Участники еврейской самодеятельности.

Гостевая


Comments: 0

Музыка идиш еврейских местечек. Ансамбль "Фаерлех"

Песни на идиш других исполнителей

Khanuka
VID-20151206-WA0018.mp4
MP4 Video/Audio File 6.0 MB
Di_Mame_kocht_Warenikes.mp3.wav
Wave Audio File 3.2 MB
Поет Ben Zimet
Papir_Is_Doch_Weiss.mp3.wav
Wave Audio File 4.9 MB
Di_Warnicikes.mp3.wav
Wave Audio File 4.5 MB
Bulbes.mp3.wav
Wave Audio File 4.3 MB
Wus_je_wilsti.mp3.wav
Wave Audio File 4.1 MB
2 Rebbi Elimelech.aiff.aifc
aifc File 34.1 MB
4 Modzhitzer Niggun.aiff.aifc
aifc File 90.6 MB
9 Hekhalil.aiff.aifc
aifc File 64.0 MB
10 Tanya.aiff.aifc
aifc File 44.5 MB
Flag Counter
4 Freilach March.aiff.aifc
aifc File 23.1 MB
7 Prok Yat Anakh.aiff.aifc
aifc File 61.1 MB
11 Schaeffer's Nign _ Bottle Dance.aiff.
aifc File 41.3 MB
11 Sweet Georgia Brown.aiff.aifc
aifc File 39.6 MB

Comments: 0