ПОИСК РАБОТЫ ПО ВСЕМУ МИРУ   10.499.949 Вакансии и 726.004 Резюме.   https://www.gigajob.com/

В Германии не хватает 440 тысяч специалистов    https://clck.ru/DBFYF

Солидарная пенсия для поздних переселенцев и еврейских иммигрантов

 

М.Миронов (Дортмунд)

 

 

 

Федеральный министр труда Андреа Налез (AndreaNahles) вновь вынесла на всеобщее обсуждение концепцию солидарной пенсии (SolidarischeLebensleistungsrente), или минимальной пенсии (Mindestrente), введение которой планируется уже в текущем легислатурном периоде, т.е. до парламентских выборов осенью 2017 года. Однако до сих пор проект соответствующего закона не разработан, а в рядах партнеров по коалиции ХДС и СДПГ не прекращается острая полемика по принципиальным позициям проекта закона и возможностям его финансирования. Откровенное сопротивление встречает предложение со стороны Объединения немецких профсоюзов – DGB и Союза работодателей – BDA.

 

 

 

На этом фоне характерно появление в среде иммигрантов группы активистов, ратующих за включение в число получателей SolidarischeLebensleistungsrente наших пожилых соотечественников на основе учета трудового стажа, накопленного ими до эмиграции в Германию. При этом авторы инициативы считают, что поздние переселенцы, стаж которых в странах бывшего СССР уже учитывается в немецкой пенсионной системе, получат право на участие в новой пенсионной программе автоматически и остается лишь добиться признания аналогичного стажа еврейских иммигрантов.

 

 

 

Что же представляет собой Solidarische Lebensleistungsrente, смысл названия которой, если использовать советскую терминологию, можно воспроизвести как «Солидарная пенсия за доблестный труд»? По отношению к кому, по замыслу немецких политиков и парламентариев, общество должно проявить солидарность в вопросах пенсионного обеспечения и насколько обоснованны и целесообразны притязания на подобную солидарность со стороны иммигрантов?

 

 

 

Суть идеи

 

Solidarische Lebensleistungsrente задумана с целью материальной поддержки определенной прослойки немецких пенсионеров, которые имеют за плечами многолетний трудовой стаж, как минимум 35 лет делали отчисления в немецкие пенсионные кассы, но из-за низких заработков вынуждены по достижении пенсионного возраста довольствоваться пенсиями ниже прожиточного минимума. Чтобы свести концы с концами гражданам, трудившимся на протяжении практически всей активной фазы жизни, приходится обращаться в социальное ведомство за пособием Grundsicherung im Alter.

 

 

 

Для этих людей предлагается за счет валоризации, т.е. переоценки ранее сформированных пенсионных прав (Aufwertung), поднять количество зачетных пенсионных баллов (Entgeltpunkte) до 30 и таким образом вывести их пенсии на уровень прожиточного минимума. Если же путем валоризации не удастся добиться требуемого повышения размера пенсии, претенденту на SolidarischeLebensleistungsrente будет назначена доплата до пенсии, соответствующей 30 баллам.

 

 

 

Сегодня пенсия в 30 Entgeltpunkte обеспечивает месячное довольствие нетто (т.е. за вычетом медстраховки) примерно в 820 евро. Кроме того, отказавшись от пособия Grundsicherung im Alter, обладатель солидарной пенсии получает право на дотацию на оплату жилья – Wohngeld, что позволит пополнить бюджет еще на 80-140 евро.

 

 

 

Социальный гибрид

 

Однако для многих пожилых людей главным при переходе на солидарную пенсию является не общий объем средств, оказавшихся в их распоряжении (который, кстати, в ряде случаев не превысит уровень выплат Grundsicherung im Alter), а возможность обрести экономическую независимость от социального ведомства и, в отличие от его клиентов, иметь любые доходы, накопления, движимое и недвижимое имущество, что никак не отразится на размере пенсионных выплат. Например, возможность подрабатывать без вычета заработка, как это имеет место в случае социального пособия, стала для некоторых наших иммигрантов главным стимулом для активного поиска путей получения солидарной пенсии.

 

 

 

Но всегда ли Solidarische Lebensleistungsrente будет назначаться независимо от достатка претендующего на нее пенсионера?

 

В разъясняющих материалах, представленных в коалиционном соглашении правящих партий, четко оговорено, что в случае недостаточности валоризации доплату до уровня SolidarischeLebensleistungsrente получат только те претенденты, кто сможет доказать свою нуждаемость в помощи.

 

 

 

Однако на сегодняшний день в отношении процедуры оценки нуждаемости (Bedürftigkeitsprüfung) существует полная неясность. На прямой вопрос представителей фракции «зеленых» о вероятности использования в рамках солидарной пенсии тех же правил, что действуют при учете доходов и накоплений в системе Grundsicherung im Alter, Минтруда не представило никакого разъяснения, объявив, что отдельные детали программы еще подлежат проработке. В печати по этому поводу высказываются различные мнения специалистов в области пенсионного и социального права. Утверждается, в частности, что выплачиваемые параллельно различные виды производственного и приватного обеспечения в старости, например, Riester– или Rürup-Rente, не повлияют на размер солидарной пенсии, а вот наличие у супруга или партнера пенсионера достаточно высоких доходов приведет к отказу в ее назначении. Нет ясности и в отношении доходов самого пенсионера. Если его персональные подработки будут вычитаться из пенсии, то какой вообще смысл в нововведении и что оно даст тем энтузиастам, которые стремятся заполучить право на солидарную пенсию, преследуя единственную цель – сохранить собственные заработки.

 

 

 

Однако в любом случае требование от претендента доказательства материальной нуждаемости превращает Solidarische Lebensleistungsrente в своего рода гибрид пенсии и пособия. Этот факт вызывает нарекания социологов и политиков, расценивающих включение в пенсионную программу критерия нуждаемости как недопустимое смешение принципов страхования и общественной поддержки малоимущих. Это, по их мнению, может стать камнем преткновения, который поставит под сомнение весь процесс введения Solidarische Lebensleistungsrente.

 

 

 

Cолидарная пенсия и учет зарубежного стажа

 

Новая программа нацелена на повышение пенсий коренным жителям Германии, спецификой трудовой деятельности которых являлись длительные низкие заработки в связи с выполнением низкооплачиваемой работы, продолжительными периодами воспитания детей или обслуживания больных родственников. Но подобные жизненные обстоятельства, присущие определенным слоям немецкого населения, отнюдь не типичны для трудовых биографий подавляющего большинства поздних переселенцев и еврейских иммигрантов. Труд в бывшем СССР считался делом чести не только для мужской части населения, но также и для женщин, большинство которых считало своим долгом вносить посильную лепту в семейный бюджет и совмещать воспитание детей и домашние работы с полноценным трудом в различных сферах народного хозяйства.

 

 

 

Если принять во внимание, что зачет иностранного стажа в немецкую пенсионную систему происходит путем определения фиктивного заработка, который выплачивался бы в Германии специалисту аналогичной квалификации при выполнении работ аналогичного рода в аналогичной отрасли производства, сфере обслуживания, науки и культуры, то становится понятным, что подавляющему числу переселенцев и иммигрантов с 35-летним стажем при такой оценке будет начислена пенсия выше 30 Entgeltpunkte. Даже если поздний переселенец не занимал какой-либо престижный пост, а проработал, к примеру, 35 лет в колхозе, то по немецким меркам он не мог зарабатывать меньше одного Entgeltpunkte за год.

 

 

 

Причина низких пенсий, начисляемых сегодня переселенцам по зарубежному стажу, кроется, как известно, в урезаниях, действующих в рамках Fremdrentenrecht, когда от расчетных пенсионных баллов переселенцу оставляют лишь 60%, а максимально достижимое число баллов ограничено пределом в 25/40 Entgeltpunkte для одиночки и супругов, соответственно. Но даже при таком методе учета многие переселенцы выходят на максимальную пенсию в 25 Entgeltpunkte, а значит, при отсутствии ограничений их пенсия составила бы: 25 : 0,6 = 41,7 Entgeltpunkte. Таким образом, никакой валоризации с целью подтягивания пенсии до 30 пенсионных баллов в отношении них не потребуется.

 

 

 

Улучшение пенсионного обеспечения поздних переселенцев (если руководство страны пойдет на это) должно происходить не путем включения их в программу Solidarische Lebensleistungsrente, а за счет отмены урезаний, действующих в рамках Fremdrentenrecht. Применение же правил Solidarische Lebensleistungsrente к стажу, учтенному по правилам Fremdrentenrecht, равносильно попытке провести валоризацию пенсионных прав, которые предварительно были ревалоризованы.

 

 

 

Всё сказанное в отношении переселенцев в неменьшей степени относится и к еврейским иммигрантам. Если бы удалось добиться признания иностранного трудового стажа этой группы и вести учет этого стажа без искусственного занижения количества пенсионных баллов, то подавляющему большинству еврейских иммигрантов при стаже в 35 лет, учитывая типичные для них виды трудовой деятельности, изначально была бы начислена пенсия заведомо выше 30 Entgeltpunkte.

 

 

 

Таким образом, программа SolidarischeLebensleistungsrente, предназначенная для улучшения пенсионного обеспечения определенной части коренных жителей Германии на основе учета специфических особенностей их трудовых биографий, имеет узко направленный характер и не имеет отношения к трудовой деятельности подавляющего большинства немецких переселенцев и еврейских иммигрантов.

 

 

 

Читайте также:

 

Введение минимальной пенсии в Германии – потенциал для решения известных проблем? Блог на сайте журнала «Партнёр». Автор mr2017 от 17.04.2016

 

http://www.partner-inform.de/blogs/detail/35/2628/vvedenie-minimalnoj-pensii-v-germanii--potencial-dlja-reshenija-izvestnyh-problem-

 

М.Миронов. Минимальная пенсия для еврейских иммигрантов. «Партнёр» 3 / 2016

 

http://www.partner-inform.de/partner/detail/2016/3/176/7894/minimalnaja-pensija-dlja-evrejskih-immigrantov

 



<< Назад | №8 (227) 2016г. | Прочтено: 135 | Автор: Миронов М. |

ШАНС ДЛЯ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

С удовольствием сообщаю заинтересованным читателям о важном изменении правил приема еврейских переселенцев из стран бывшего Союза. В начале июня вступила в силу и стала доступна анализу специалистов новая редакция правил приема еврейских иммигрантов «Распоряжение Федерального министерства внутренних дел по §23 абзац 2 Закона о пребывании о приеме еврейских переселенцев из бывшего СССР за исключением стран Балтии от 24 мая 2007 года, последние изменения от 13 января 2015 года в редакции от 21 мая 2015 года».

Редакция распоряжения от мая 2015 года существенно снизила барьеры миграции в Германию по статусу еврейского переселенца

Первое изменение носит сенсационный характер. Право переселения получают потомки евреев второго поколения. Это означает, что доказательство еврейского предка достаточно на уровне бабушки или дедушки. Доселе ведомство приема требовало доказать одного еврейского родителя. Еврейское происхождение на уровне предков второго поколения считалось достаточным для переселения в Германию по статусу еврейского переселенца лиц, родившихся после 1 января 1990 года. Новое распоряжение федерального МВД вообще отменило привязку к этой дате. Новое правило достаточности предков второго поколения, конечно, существенно расширяет круг правомочных персон, могущих требовать приема в Германию по статусу еврейского переселенца.

Заявители, отклоненные по причине доказанности еврейских предков только уровня второго поколения (не доказанность происхождения на уровне родителей), могут подавать повторные заявления о приеме в Германию. Сроки подачи такого повторного заявления неясны, из предосторожности я рекомендую сделать это не позднее трех месяцев после получения информации о новом правиле приема.

Право повторного переселения в Германию получили «просрочники». Это те потенциальные переселенцы, которые не воспользовались уже полученным ими разрешением на въезд в Германию. Как известно, полученное разрешение на переселение нужно реализовать в течение года после доставки разрешения адресату. Допустимо некоторое продление разрешения. Невыезд в Германию в указанный рамочный срок выводит из силы разрешение на переселение. Повторная подача заявления не разрешается. Некоторые исключения существовали в отношении подачи повторного заявления о приеме до 31 декабря 2007 года (так было до 21 мая 2015 года).

Правила приема от 21 мая 2015 года дают еще один переселенческий шанс резидентам стран бывшего СССР (исключение – страны Балтии) с просроченным разрешением на переселение в Германию. Все разрешения на переселение, истекшие до 31 декабря 2008 года, становятся нерелевантными для приема в Германию. Правила приема от 21.05.15г. разрешают повторную подачу заявления о приеме в Германию. Все заинтересованные лица с просроченными разрешениями на прием могут подавать повторное заявление без прочих предварительных условий.

Потерявшие свою силу неиспользованные разрешения на прием в период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2015 года могут возобновляться «по веским причинам». Разумеется, понятие «веская причина» конкретизируется по обстоятельствам отдельного случая. Наиболее часто представленная мне причина, не позволившая своевременно переселиться в Германию, – это ссылка на серьезные заболевания родителей или тестя/тещи, необходимость ухода за ними. Разумеется, мыслимы и другие причины: желание доработать до пенсии, учеба, осложненные отношения с местными властями, жизненные отношения детей и иные личные положения.

Формулировка «веские основания» дает большое пространство для толкований по особенностям конкретного случая. Отказ ведомства приема еврейских переселенцев за «не доказанностью веских оснований» можно обжаловать в суде в предусмотренном законе порядке. Теперь уже в суде юристы будет решать, что такое «веские основания» в деле конкретного еврейского переселенца. Правила «веского основания» касаются только периода после 31 декабря 2008 года.

Жители затронутых вооруженными столкновениями регионов (имеется в виду, в первую очередь, Украина, но мыслимы и иные регионы) освобождаются от языкового теста до переселения в Германию. Заявления о приеме жителей этих регионов обрабатываются в первую очередь в ускоренном модусе со сниженными требованиями к представленным документам.

Новые правила приема еврейских переселенцев открывают совершенно новые переселенческие перспективы достаточно широкому кругу лиц – как впервые подающих заявление о приеме, так и получателям отказов в приеме в Германию, а также обладателям просроченных разрешений на переселение в Германию по статусу еврейского переселенца.

Томас ПУЭ,
немецкий адвокат.