Страхование от беспомощности - Pflegeversicherung

 

В Германии существует множество разнообразных страховок. Среди них немало таких, которые абсолютно непривычны мигрантам из других стран. К ним бесспорно относится обязательное страхование от беспомощности - Pflegeversicherung.

 

Если объяснять по-простому, то эта страховка позволяет оплачивать своё содержание в доме престарелых. Её должен иметь каждый, кто проживает в Германии на постоянной основе. Но существуют и дополнительные возможности заключения частной страховки для получения более весомых “плюшек” на старости лет.

 

Виды Pflegeversicherung

 

Страхование от беспомощности “привязано” к медицинской страховке. Тот, кто застрахован в государственной Krankenkasse, автоматически страхуется в государственной Pflegeversicherung в этой же кассе. Взносы составляют 2,02% от зарплаты (брутто), при этом половину платит работодатель. Если семья включена в государственную медицинскую страховку служащего, то она также по умолчанию включена и в страховку по уходу.

 

Те, кто застрахован в частной медицинской страховке, тоже обязаны дополнительно заключать и частную страховку от беспомощности. Её стоимость зависит от многих параметров, которые включают в себя возраст и показатели состояния здоровья застрахованного.

 

Когда наступает страховой случай для Pflegeversicherung

 

Если застрахованный в течение долгого периода времени (на практике, от полугода) по причине наступления старости, болезни, инвалидности или душевного расстройства нуждается в постоянной помощи в обычной жизни, то он считается Pflegebedürftig - нуждающимся в уходе. В этом случае нужно официально обратиться в страховку за оказанием необходимых услуг.

 

Этот момент мигрантами часто упускается из виду. Даже если кто-то застрахован в Германии и имеет право на какие-то сервисы от своей страховки, запрашивать их получение должен тот, кто в них нуждается. Ни врачи, ни страховщики, ни социальные работники не станут информировать мигранта о том, что ему положены те или иные услуги от Pflegeversicherung, если он сам об этом не попросит.

 

Как действует Pflegeversicherung

 

На основании медицинского заключения врача страховая касса присылает на дом к больному своего представителя (Gutachter), который должен оценить "уровень" ухода. По полученным таким образом данным страховая фирма выносит вердикт: какая ступень необходима в данном случае. В зависимости от этого застрахованному присваивается Pflegestufe. Каждый уровень имеет свои лимиты на получение услуг от Pflegeversicherung. Это очень важный момент, так как чем больше Stufe - уровень - тем выше выплаты от страховки.

 

Если застрахованный не согласен с присвоенным уровнем ухода, то он может оспорить его назначение. Тогда касса снова пришлёт к нему домой служащего, который на месте оценит степень необходимости в уходе, расписав по минутам, сколько времени требуется на то или иное действие, и на основании этих данных страховка вынесет новое решение.

 

На данный момент в Германии есть 4 уровня Pflegestufe (с 2015-го года градаций будет больше):

 

  • Pflegestufe 0: Люди с существенными ограничениями в повседневной жизни. Часто по старости.
  • Pflegestufe 1: Требуется минимум 90 минут ухода в день.
  • Pflegestufe 2: Требуется минимум 180 минут ухода в день.
  • Pflegestufe 3: Требуется минимум 360 минут ухода в день.

 

Каждому уровню беспомощности положены те или иные услуги от страховки. Самое главное - это денежное обеспечение ухода. В зависимости от того, кто именно ухаживает за беспомощным, страховка покрывает разные суммы.

 

Если человек живёт в своей семье и получает уход от своих родственников, то им выплачиваются следующие суммы в месяц:

 

  • Pflegestufe 0: материальная помощь в данном случае не оказывается. 
  • Pflegestufe 1: 235€
  • Pflegestufe 2: 440€
  • Pflegestufe 3: 700€

 

Когда нуждающийся в помощи проживает в семье, но услуги ему оказывает профессиональные медицинские службы, например, сиделки, то тогда уровни оплаты выше:

 

  • Pflegestufe 0: 100€
  • Pflegestufe 1: 450€
  • Pflegestufe 2: 1100€
  • Pflegestufe 3: 1550€

 

Но в этом случае касса переводит деньги напрямую тем, кто оказывает услуги, родственники ничего не получают.

 

Если беспомощный человек остался без семьи или родственники не могут за ним ухаживать, то его помещают в Pflegeheim. В случае стариков это дом престарелых, в случае инвалидов - соответствующее инвалидности заведение. Тогда касса оплачивает:

 

  • Pflegestufe 1: 1023€
  • Pflegestufe 2: 1279€
  • Pflegestufe 3: 1550€

 

На первый взгляд кажется, что суммы довольно значительные. Но если знать, что место в самом захудалом немецком доме престарелых на данный момент обойдётся примерно в 2000€ в месяц (а в среднем - 2500-2800€), то хорошо видно, что денег на оплату ухода за беспомощным будет явно не хватать.

 

Разницу между фактической ценой за уход и возмещением расходов от страховки должен оплачивать либо сам беспомощный, либо его прямые родственники. Если речь идёт о престарелом пенсионере, то вход идёт его пенсия и имущество, а в случае, если этого недостаточно, то доходы его детей. Когда пенсии мало, имущества нет, а дети платить отказываются, старика помещают в самый дешёвый Pflegeheim, где за его уход доплачивает государство.

 

Старость не наступает внезапно, и у человека есть все шансы заранее продумать своё положение. А вот для тех, кто тяжело заболел или оказался беспомощным в следствие несчастного случая, дела обстоят гораздо хуже. Если пенсия ещё не накоплена, имущество не нажито, дети не встали крепко на ноги (да и если вообще есть дети), то перспектива оказаться без возможности оплатить уход за собой становится вполне реальной.

 

Дополнительное страхование от беспомощности

 

Существует целый ряд возможностей заключить дополнительную частную страховку для обеспечения ухода за собой в случае наступления беспомощности.

 

Pflege-Bahr

 

Данный вид дополнительного страхования достаточно прост в понимании. Человек платит ежемесячный взнос и в случае наступления беспомощности получает дополнительные услуги от страховки в установленном им при заключении контракта размере. Размер возмещения зависит от желания клиента, а размер месячного взноса - от установленной суммы и от возраста. Чем меньше покрытие страховки и чем моложе клиент, тем дешевле обойдётся ему этот вид страхования.

 

Плюсы данного страхования:

 

При ежемесячных взносах не менее 10€ и сумме покрытия не менее 600€, государство платит застрахованному 60€ ежегодно, как вознаграждение за заботу бюргера о своём будущем.

 

При заключении контракта запрещено проводить проверку состояния здоровья клиента.

 

Pflegetagegeld

 

Эта страховка позволяет получать деньги за каждый день, в течение которого застрахованный получает уход. Обычно устанавливается некая максимальная сумма выплат в день, по которой рассчитывается тариф. В случае получения максимальной Pflegestufe можно рассчитывать на выплаты в данном размере. А если уровень необходимости в уходе будет ниже, то страховка будет выплачивать лишь какую-то часть от тарифа.

 

Pflegekostenversicherung

 

Можно застраховать себя только на тот случай, если потребуется помощь профессиональных сиделок. В данном виде страхования покрывается определённый процент суммы от счетов, полученных от Pflegeheim. Чем выше процент покрытия, тем дороже страховка.

 

Pflegerentenversichrung

 

Эта страховка является по сути пенсионным накоплением, которое можно получить либо на пенсии, либо при наступлении беспомощности.

 

Кому имеет смысл заключать дополнительную Pflegeversicherung

 

В том или ином смысле - всем. Ведь все понимают, что когда-нибудь постареют и могут стать обузой своим родственникам. Кто хоть раз видел последствия инсульта, может примерно оценить масштаб бедствия. Два-три года лежания в кровати без особых перспектив к выздоровлению.

 

Чаще всего, средств от государственной страховки будет не хватать для оплаты профессиональных сиделок, и уход за беспомощным ляжет на плечи его ближайших родственников. Как видно из описания вверху, в этом случае выплаты от обычной страховки ещё ниже.

 

Полезные советы

 

  • Чем раньше человек начинает беспокоиться о своём будущем, тем дешевле это ему обойдётся. Это правило действует везде, в том числе и при заключении дополнительной Pflegeversicherung. Если заключать такую страховку в раннем возрасте, то вполне возможно, что месячный взнос будет не дороже ящика самого просто немецкого пива.
  • В первые два года проживания в Германии иностранец не имеет права на обращение в Pflegekasse, даже если он исправно платит взносы по государственной страховке. Лишь спустя этот срок можно рассчитывать на финансовую помощь. В частных страховках срок устанавливается непосредственно в контракте.
  • Бывает, что кассы сознательно присваивают беспомощным Pflegestufe ниже, чем они реально должны получить. И это работает! В большинстве случаев, родственники больного не борются за повышение Pflegestufe, даже если ухаживают за ним самостоятельно. Особенно в среде иностранцев. Не раз слышал от мигрантов: “А чего мы будем унижаться?” в ответ на вопрос, почему бы не оспорить решение страховой кассы. Мне кажется, это абсолютно неверный подход. Нужно понимать, что речь идёт о страховой фирме, которая получает деньги за страхование риска. Если человек платил взносы в страховку, то он имеет право на максимальный сервис от неё в случае наступления страхового случая.
  • Если состояние здоровья неважное, то дополнительное страхование может оказаться очень дорогим, так как риск наступления беспомощности велик и страховки это прекрасно понимают. В этом случае можно воспользоваться Pflege-Bahr.
  • Закон о наличии обязательного страхования от беспомощности для всех жителей Германии становится основным препятствием для тех, кто хочет перевезти сюда родителей из-за границы. Для пожилых людей величина взносов в Pflegeversicherung настолько высока, что теряется всяких смысл их приезда. Даже если средства есть, возможно, лучше отдавать эти 1500€-2000€ (таков примерный размер ежемесячного взноса в стаховку) профессиональным сиделкам в той стране, где живут пожилые родственники, чем везти их в Германию.

 

Тем, кто желает прицениться к дополнительной страховке от беспомощности, пригодиться форма внизу. По её заполнению, на связь выйдет страховой агент, который поможет подобрать индивидульный контракт. Но без знаний немецкого поговорить на данную тему консультанту будет очень сложно, имейте ввиду.

 

 

 

Больше денег на уход за пожилыми людьми и инвалидами

 

М.Миронов (Дортмунд)

 

 

 

 

 

Бундестаг утвердил очередной этап реформы страхования по уходу – ZweitePflegestärkungsgesetz (PSG II)

 

 

 

Новый закон, вступивший в силу с января текущего года, предусматривает коренное преобразование системы немецкого социального и приватного страхования по уходу. По мнению министра здравоохранения Германа Грёэ, организация амбулаторного и стационарного обслуживания пожилых и инвалидов претерпела спустя 20 лет после своего введения в Германии существенные изменения. Впервые все соискатели помощи получат равный доступ к различным видам ухода независимо от того, страдают они физическими или психическими недугами.

 

 

 

Наряду с расширением спектра предлагаемых услуг новый закон гарантирует лучшую социальную защиту ухаживающим родственникам и повышение качества обслуживания пациентов профессиональными сиделками и санитарами. Министр расценивает новые положения как важную историческую веху в развитии ухода, причем не только как страховой услуги, но и как составную часть социальной помощи, которая предоставляется малоимущим гражданам, не имеющим страховки.

 

 

 

В течение года больничные кассы, службы амбулаторного ухода и стационары должны подготовиться к введению новых положений, которые начнут действовать с 2017 года. Но уже сегодня можно получить все требуемые консультации, подать необходимые заявления и подготовить важные индивидуальные решения.

 

 

 

В настоящее время 2,7 миллиона человек охвачены в Германии системой социального и приватного страхования по уходу. Однако лица, страдающие старческой деменцией, душевными и психическими расстройствами, зачастую не могут воспользоваться этой помощью, т.к. считаются физически достаточно здоровыми, чтобы нуждаться в уходе. В настоящее время старческая деменция диагностирована примерно у 1,6 миллиона человек, а по прогнозам к 2050 году это число удвоится. Для родственников борьба с нарушениями психики близкого человека оказывается подчас гораздо сложнее, чем с его физическими недугами. Эта давно установленная истина побудила законодателя по-новому определить понятие нуждаемости в уходе и иначе подойти к оценке объема помощи, требуемой в каждом отдельном случае в зависимости от психофизического состояния пациента. Новый подход позволит, по оценкам правительства, обеспечить уходом дополнительно 500 тысяч человек, страдающих главным образом старческой деменцией и другими расстройствами психики.

 

 

 

Финансирование реформы будет осуществляться за счет увеличения размеров страховых взносов в кассы по уходу. Уже с начала 2015 года взносы были подняты на 0,30 процентного пункта – с 2,05 на 2,35% брутто-дохода (2,60% для бездетных). К моменту введения новых положений произойдет дальнейший рост взносов еще на 0,2 пункта до 2,55% (2,80%). Оба повышения принесут кассам свыше пяти млрд евро. Однако для обеспечения планируемых изменений необходимо иметь 4,4 млрд евро уже к началу 2017 года. Эти средства предполагается взять из накоплений больничных касс, которые к середине прошедшего года достигли 6,6 млрд евро. По нынешним оценкам, общая финансовая ситуация в социальном страховании по уходу даст возможность «удерживать» размер взносов неизменным до 2022 года, т.е. на два года дольше, чем предполагалось ранее.

 

 

 

Суть изменений

 

При определении нуждаемости в уходе впредь будут приниматься во внимание не только физические ограничения лица, претендующего на помощь, но в равной мере его душевное и психическое состояние. Наряду с учетом затраты времени на выполнение таких традиционных операций ухода, как помощь в принятии пищи, одевании, гигиенических процедурах и т.д., будет оценено также влияние психики пациента на его способность обслуживать себя в повседневной жизни. Прежние три ступени ухода (Pflegestufe I – III) преобразуются в пять степеней ухода (Pflegegrad 1 – 5), при назначении которых будет приниматься во внимание их активность во всех основных сферах жизнедеятельности: мобильность, способность к самообслуживанию, умение самостоятельно преодолевать нагрузки, вызванные болезнью и применяемой терапией, поддерживать контакты с окружающими, когнитивные способности.

 

 

 

Для подавляющего большинства лиц, уже получающих помощь по уходу, новый подход означает увеличение объема предоставляемых услуг, и только у небольшого числа лиц уровень ухода останется без изменений. Возможность ухудшения положения какой-либо категории пациентов, по заверениям правительства, полностью исключена.

 

 

 

Лицам, страдающим исключительно физическими ограничениями, при переводе в новую классификацию будет автоматически присвоена последующая, более высокая градация нуждаемости в уходе. Например, вместо Pflegestufe I – Pflegegrad 2, а вместо Pflegestufe III – Pflegegrad 4. Пациенты, у которых диагностированы наряду с физическими нарушениями душевные и психические расстройства, «перепрыгнут» на две позиции в сторону увеличения потребности в уходе (например: из Pflegestufe 0 в Pflegegrad 2 , из Pflegestufe II в Pflegegrad 4 – Табл. 1).

 

 

 

Низшая степень в новой классификации – Pflegegrad 1 не имеет аналога в нынешней системе и введена главным образом с профилактической целью. Этот вид поддержки предназначен для лиц с минимальной потребностью в уходе с целью предотвращения дальнейшего ухудшения состояния здоровья и связанного с этим прогрессирования зависимости от посторонней помощи. В рамках Pflegegrad 1 предусмотрены все необходимые консультации, как для пациентов, так и ухаживающих родственников (последним может быть предоставлено право посещения специальных курсов), обеспечение необходимыми средствами ухода, возмещение затрат на оплату отдельных видов помощи (до 125 евро в месяц) , а также содействие в получении и дооборудовании квартир, пригодных для проживания лиц с ограниченными возможностями.

 

 

 

Сравнение выплат на организацию ухода в нынешней и новой системах (Табл. 2) показывает, что главным образом от изменений выиграют пожилые люди, страдающие старческой деменцией. В то же время новые положения предусматривают снижение размера выплат постоянным обитателям домов престарелых при переводе их с прежних ступеней I и II на новые степени ухода 2 и 3. Этой группе пациентов важно знать, что данное сокращение никак не отразится на их фактическом материальном положении, т.к. в отношении них закон не будет иметь обратной силы. Нынешним подопечным стационаров будут начисляться прежние суммы, а компенсацию недостающей части возьмут на себя кассы по уходу. То же правило предусмотрено и в отношении лиц, у которых в ходе очередной экспертизы будет установлена более низкая степень потребности в уходе. Для них сохранится также прежний уровень выплат в силу защиты ранее принятого решения (Besitzstandsschutz).

 

 

 

Для подопечных домов престарелых важна та часть оплаты пребывания в стационаре, которую они должны покрывать из собственного кармана (Eigenteil). Сегодня эта сумма возрастает при повышении ступени нуждаемости в уходе. В новой системе доплаты пациентов уже не будут зависеть от объема оказываемой помощи. Все обитатели одного и того же заведения со степенью ухода от 2 до 5 будут вносить единую доплату. Она будет колебаться от одного стационара к другому, но в среднем по стране составит примерно 580 евро. Некоторое возрастание общей стоимости пребывания и соответственно доплаты пациентов может произойти в том случае, когда администрация заведения повысит собственные затраты, например, увеличит инвестиции или повысит зарплату персоналу.

 

 

 

В ходе реформы особое внимание было уделено улучшению положения ухаживающих родственников. Поскольку государство не в состоянии полностью взять на себя обслуживание нуждающихся в уходе членов общества, оно обязано поддерживать любую приватную инициативу в этой сфере, в том числе проявляемую внутри семьи. Родственники, ухаживающие за своими близкими, должны быть лучше защищены в сфере социального страхования, чтобы иметь возможность как можно дольше обслуживать своих подопечных в домашних условиях и при этом не страдать материально, если, к примеру, после длительной фазы ухода ими будет потеряно рабочее место.

 

 

 

По новому закону, за тех родственников, кто вынужден оставить работу из-за необходимости ухода за близким человеком, больничные кассы должны выплачивать взносы в страхование на случай потери рабочего места без ограничения срока, а не в течение шести месяцев, как это происходит сейчас, и, кроме того, перенимать взносы в пенсионное страхование, если на обслуживание близкого человека требуется еженедельно не менее десяти часов и процедура ухода проводится как минимум два раза в неделю. При этом нуждающееся в уходе лицо должно иметь как минимум Pflegegrad 2.

 

 

 

В заключение отметим, что повышение размера выплат на организацию ухода в системах социального и приватного страхования в соответствии с Pflegestärkungsgesetzавтоматически переносится на аналогичные выплаты в рамках социальной помощи и базового обеспечения по старости – Grundsicherung im Alter. Это означает, что от реформы выиграют также те нуждающиеся в уходе пожилые люди и инвалиды, кто не имеет медицинской страховки, а помощь по уходу получают в составе выплачиваемого им социального пособия.

 

 

 

 Таблица 1

 

Соотношение градаций ухода в действующей и новой классификациях

 

 

 

Прежняя ступень

ухода, Pflegestufe

Новая степень

ухода, Pflegegrad

 

1

0*

2

I

2

I*

3

II

3

II*

4

III

4

III*

5

III

+ особый случай

(Härtefall)

5

III*

+ особый случай

(Härtefall)

5

 





<< Назад | №4 (223) 2016г. | Прочтено: 4 | Автор: Миронов М. |

Социальные доплаты на особые потребности


Получатели социальных пособий в определённых случаях имеют право на получение дополнительных выплат, связанных с особыми потребностями (Mehrbedarf). Все эти выплаты исчисляются в процентах от основной суммы пособия (Regelsatz). Общие положения, касающиеся данного вопроса, регулируются § 30 SGB XII и § 21 SGB II.
Мы попытаемся коротко рассказать, в каких случаях и в каких размерах такие выплаты возможны.
  


Дополнительные выплаты для беременных и матерей-одиночек

Беременным получательницам социальных пособий положены дополнительные выплаты, связанные с их особыми потребностями (Mehrbedarf – далее по тексту ДВ: «дополнительные выплаты») в размере 17% от Regelsatz (далее ОСП – «основная сумма пособия»), начиная с тринадцатой недели беременности. Матери-одиночки получают ДВ в размере 36% от Eckregelsatz (т.е. суммы основного пособия одинокого получателя социальной помощи, далее в тексте – ОСПОП) при наличии одного ребёнка в возрасте до 7 лет или двух-трёх детей в возрасте до 16 лет. В других случаях дополнительные выплаты производятся в сумме 12% от ОСПОП на каждого ребёнка, но не более 60% от ОСПОП на всех детей. Рассмотрим некоторые конкретные примеры. При наличии одного ребёнка до 7 лет и одного ребёнка старше 7 лет ДВ составят 48%. При наличии одного ребёнка в возрасте от 7 до 16 лет и одного ребёнка старше 16 лет соответствующая сумма составит 24%. При наличии двух детей в возрасте от 7 до 16 лет и одного ребёнка старше 16 лет дополнительные выплаты должны быть назначены в сумме 48% от основного пособия одинокого получателя социальной помощи. Естественно, что если ребёнок воспитывается только отцом без матери, такое же дополнительное пособие получает одинокий отец.

Дополнительные выплаты для инвалидов

Инвалиды старше 15 лет, принимающие участие в мероприятиях по подготовке к профессиональной деятельности, а также получающие помощь для школьного или дальнейшего образования в соответствии с § 54 Abs. 1, SGB XII (Eingliederungshilfe – помощь для интеграции в общество), имеют право на дополнительные выплаты в размере 35% от основной суммы пособия (Regelsatz – ОСП). Эта помощь не заканчивается сразу по завершении образовательного мероприятия, но может быть продолжена на определённый срок (обычно порядка трёх месяцев) на период поиска работы или начала трудовой деятельности. Трудоспособные инвалиды, получающие помощь для участия в рабочей жизни по § 33 SGB IX, имеют право на дополнительные выплаты в таком же размере. Не имеют права на ДВ (Mehrbedarf) лица, у которых получаемая помощь связана только с консультациями или посредничеством.

Инвалиды с отметкой G в удостоверении (Schwer­behinderten­ausweis) имеют право на надбавку в размере 17% от основной суммы пособия в двух случаях: если их возраст старше 65 лет, или если они в возрасте до 65 лет признаны нетрудоспособными и имеют соответствующий документ. Если такой инвалид участвует в образовательном мероприятии и получает при этом дополнительные выплаты в размере 35% от основной суммы пособия, то дополнительно 17% не оплачивается. Кроме того, инвалиды с такой отметкой имеют в некоторых случаях право на оплату от социального ведомства дополнительной жилой площади в размере не более 15 кв. м. Это относится, как правило, к случаям, когда они пользуются инвалидной коляской или вспомогательной тележкой (Rollator), а также в случае инвалидности по зрению или слепоты. В каждом конкретном случае заявитель должен обосновать, почему именно требуется дополнительная площадь. Следует отметить, что право на дополнительную площадь не оговорено непосредственно в законе. Поэтому возможны различные трактовки со стороны социальных ведомств. В спорных случаях следует обращаться к адвокату.

Дополнительные выплаты для хронически больных

Закон устанавливает принципиальную возможность получения хроническими больными определённых дополнительных выплат (Mehrbedarf), прежде всего, при необходимости более дорогостоящего диетического питания. Ни соответствующие виды заболеваний, ни конкретные нормы доплат в самом тексте закона не устанавливаются. Конкретные указания по этому вопросу имеются в инструктивном документе Федерального агентства по труду (Bundesagentur für Arbeit) «Fachliche Hinweise SGB II». При составлении этих указаний агентство ориентировалось на рекомендации германской федеральной корпорации по вопросам общественного и частного попечения (Deutscher Verein für öffentliche und private Fürsorge).

При острой почечной недостаточности, требующей лечения с помощью гемодиализа, дополнительные выплаты устанавливаются в размере 20% от основной суммы пособия. При почечной недостаточности, не требующей гемодиализа, размер ДВ ограничен 10% от ОСП. При цолиакии (аллергии на продукты, содержащие глютен – белок некоторых злаков, в т. ч. пшеницы и ржи) предоставляется надбавка на безглютеновое питание (Mehrbedarf) в размере 20% от основной суммы пособия.

В рекомендациях указанной корпорации (Deutscher Verein für öffentliche und private Fürsorge) предложены также дополнительные выплаты в размере 10% от основной суммы пособия для больных следующими заболеваниями: СПИД, рак, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона, рассеянный склероз. Имеются также рекомендации по предоставлению доплат в случае других видов заболеваний, например некоторых видов диабета, хронически повышенных значениях холестерина в крови, печёночной недостаточности, экземы. Однако эти рекомендации Bundesagentur für Arbeit не сочла нужным учесть. В инструктивных указаниях отмечается, что назначение дополнительных выплат при этих заболеваниях может производиться лишь в обоснованных случаях, когда квалифицированная медицинская комиссия дала заключение о необходимости более дорогостоящего питания. Например, больным диабетом обычно указывают на то, что требуемая ими диета исключает некоторые продукты питания и повышает потребность в других, но без заметного повышения общей стоимости рациона. В спорных случаях социальное ведомство обязано направить заявителя на медицинскую экспертизу.

Надбавка при нецентрализованном снабжении горячей водой

Определённые надбавки установлены для жильцов квартир без централизованного обеспечения горячей водой. Имеются в виду ситуации, когда подогрев воды происходит внутри квартиры с оплатой за счёт социального пособия жильцов. Одинокие лица и каждый из взрослых членов семьи могут получить надбавку в размере 2,3% от своей суммы Regelsatz (например, для каждого из супругов это составляет по ставкам 2013 года 7,93 евро), дети в возрасте от 15 до 17 лет – в размере 1,4%, дети в возрасте от 6 до 14 лет – 1,2% и дети моложе 6 лет в размере 0,8%.

Надбавки суммируются

Как правило, различные надбавки к пособию подлежат суммированию. Одно из исключений мы рассматривали ранее (инвалиды с отметкой G в удостоверении, участвующие в образовательном мероприятии). Суммарная надбавка, однако, не может превышать основной суммы пособия (Regelsatz). Для примера рассмотрим семью из двух безработных родителей и ребёнка в возрасте 13 лет. Супруг является неработоспособным инвалидом с отметкой G в удостоверении и страдает почечной недостаточностью, не требующей гемодиализа. Семья живёт в квартире без централизованного снабжения горячей водой. Общая сумма дополнительных выплат определится сложением потребностей главы семьи в связи с наличием отметки G в удостоверении инвалида и необходимостью более дорогого питания, а также доплат для всех членов семьи на нагрев воды: 345х0,17 +345х0,10 + 2х345х0,023 + 265х0,012 = 112,20 евро.

Наша справка


Часто возникает вопрос: «Должна ли получать одинокая мать дополнительное пособие, если она проживает совместно со своими родителями?». Ответ на этот вопрос даёт недавнее решение Федерального социального суда (Bundessozialgericht): Urteil vom 23.8. 2012, B 4 AS 167/11 R. Полный текст этого решения можно найти в интернете на странице http://juris.bundessozialgericht.de/cgi-bin/rechtsprechung/document.py? Gericht=bsg&Art=en&nr=12772. Суть рассмотренного судом дела сводилась к следующему.
Одинокая мать с двумя детьми проживала в доме, принадлежащем её родителям, вместе с родителями и своей сестрой. Родители и сестра в рассматриваемый период времени также были безработными и получали помощь в соответствии с SGB II. JobCenter (тогда ARGE) отказался выплачивать одинокой матери дополнительное пособие на том основании, что она якобы воспитывает детей не одна, а вместе с родственниками. Местный социальный суд, куда обратилась одинокая мать, решил вопрос в её пользу. Но ведомство по труду не успокоилось и подало кассацию в суд следующей инстанции – земельный. Последний тоже решил вопрос в пользу истицы, отклонив кассацию ведомства по трудоустройству.
Ответчик оказался, однако, весьма упорным и подал следующую кассацию в верховную судебную инстанцию – Федеральный социальный суд. Последний своим вышеуказанным решением подтвердил правомочность решений судов двух более низких инстанций, окончательно отклонив кассацию ведомства. Более того, суд обязал его компенсировать истице все её судебные издержки. Суд допросил в качестве свидетелей родителей и сестру истицы и на основании их показаний установил, что истица в основном сама заботилась о своих детях – как в вопросах ухода за ними, так и в вопросах воспитания. Она лично готовила детям еду, одевала их, отводила в детский сад, занималась их воспитанием. Помощь родственников носила эпизодический характер. Решающим для суда было установление того факта, что истица лично несла основные заботы в практике ухода за детьми и их воспитании. В соответствии с существующими юридическими толкованиями законодательства, мать может рассматриваться как одиночка не в связи с абстрактной возможностью получения ею чьей-то помощи, а только в связи с реальным положением дел. Судом было также установлено, что мать с детьми вела самостоятельное хозяйство, независимое от своих родителей и сестры, то есть составляла совместно с детьми отдельное потребительское сообщество (Bedarfsgemeinschaft).

Материал подготовлен и опубликован при содействии  Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом
www.pravfond.ru

Александр Геллер

№ 20, 2013. Дата публикации: 17.05.2013

Комментарии: 0
Flag Counter